Что подарить на навруз

      Комментарии к записи Что подарить на навруз отключены

На Новый год в Тегеране дарят друг другу банкноты и золотых рыбок

что подарить на навруз

Тегеран — КиевОфициально Навруз (в Иране название несколько переиначили, и по-персидски оно звучит как Ноуруз) начинается 21 марта.

Но уже с позавчерашнего дня в стране не работает большинство государственных учреждений и организаций, частных коммерческих структур, даже не все точки общественного питания открыты настежь — праздничные дни объявлены выходными, и народ  гуляет целых полторы недели.

Не в нашем, украинском понимании, конечно, то есть без возлияний и излишеств: в мусульманском Иране, в основном, продолжают исповедовать сухой закон. Тем не менее, люди хранят, передавая из поколения в поколение традиции, которыми с «Сегодня» поделились наши дипломаты в Тегеране.  НОВЫЙ ДЕНЬ.

Навруз – аналог христианского Нового года или католического Рождества. Дословно и перевод похож ¬ Новый день. Праздник, по преданиям, связан с верованиями древних персов и означает пробуждение, возрождение природы, начало новой жизни, открытие сезона земледелия. Нынче в Иране начинается 1386-й год.

В настоящее время официальный Тегеран не очень-то жалует этот праздник, относя его скорее к языческим, чем к исконно мусульманским. Ничего, связанного с жертвоприношением, в нем нет. Но Навруз все равно остается почитаемым в каждой иранской семье.

По одной из версий, праздновать его начали на территории современного Ирана в Х-VI веках до нашей эры, в эпоху зороастризма (названного в честь пророка и реформатора древнеиранской религии Заратустры, составителя священной книги «Авесты». По другой ¬ около 3 тысяч лет до н.э., при язычестве. Третья версия, как и две предыдущих, нуждающаяся в дальнейшем исследовании и научном обосновании, гласит, что Навруз возник где-то в Прикаспии…

ОТ СЕМИ ДО ДВЕНАДЦАТИ. 21 марта на столе каждой семьи должно быть определенное количество предметов и продуктов питания (обычно – от 7 до 12), чьи названия начинаются на «син» — персидскую букву, аналог нашей «с».

Они имеют определенное значение и символизируют желания, которые иранцы от мала до велика ожидают от Всевышнего. Предметы эти должны присутствовать на столе в течение всего Навруза. 
Сыке — монета, обычно золотая, но допустима и серебряная. Нетрудно догадаться, что это символ достатка.

Саману (проросшая пшеница) означает возрождение новой жизни, новых начинаний. Сир (чеснок) — персы, как и некоторые другие народы, верят, что он олицетворяет собой нравственную чистоту, очищение от недобрых намерений, помыслов, деяний. Сырке – уксус, савзи – зелень, сик — яблоко.

Могут быть и другие предметы на букву «син». Кроме того, на столе непременно должен лежать Коран, его читают на всем протяжении праздника.

Это все делается, чтобы в доме царили мир, покой, любовь, согласие, понимание, достаток, чтобы следующий год стал лучше предыдущего, принес новые успехи, достижения членам семьи, их близким, и Аллах был добр, справедлив. Кстати, старшие и младшие непременно должны быть 21 марта дома, особенно вечером — это праздник семейного очага.

РЫБКА ЗОЛОТАЯ И НОВАЯ КУПЮРА. За две-три недели до Навруза прямо на улицах начинают продавать еще одну примету приближающегося праздника – живых аквариумных рыбок. У продавцов есть специальные сачки, и покупатели выбирают рыбешек поштучно – кому, сколько, каких размеров.

В Министерстве сельского хозяйства Ирана создана организация рыбхоза и природных ресурсов, чье подразделение занимается поставкой такого товара потребителям именно к празднику.Как и везде под Новый год, иранцы любят делать друг другу подарки. Принято дарить банкноты.

Обычно это купюры минимального достоинства, например, 100 риалов, за которые не купить даже коробок спичек. Но денежки должны быть только новыми, не затертыми. Такая купюра прилагается в качества дополнения к подарку, но иной раз заменяет и сам презент.

Во многих государственных и частных организациях специально к Наврузу часть зарплаты выдают новыми, хрустящими банкнотами в 100, 200, 500 и 1000 риалов.

Украинские женщины, вышедшее замуж за иранцев и уехавшие на ПМЖ в Тегеран, рассказали «Сегодня», что встречают Новый год дважды — в ночь на 1 января, то есть, по-нашему календарю, и 21 марта, как Навруз.

ЧУТЬ-ЧУТЬ — НЕ ГРЕХ. «Мы очень любим эти праздники потому, что мужья преподносят щедрые подарки и нам, и детям, готовят разные сюрпризы, делают это с удовольствием, — говорит экс-киевлянка Ольга. – К уже перечисленным предметам на букву «син» добавляют сумак – это такая кисловатая приправа к кебабу, другим мясным блюдам.

Зажигают свечи, на стол ставят зеркало. Читают Коран, молятся. А потом ходят друг к другу в гости. Сначала младшие к старшим приносят подарки, угощения, желают всяческих благ, потом меняются ролями». «В нашей семье принято дарить украшения из желтого золота, – добавляет переводчица тегеранского представительства концерна «Беларусьнефть» Наталья.

–  Итальянское дешевле иранского. Вы приходите в магазин и говорите: «А мне – иранское». И выбираете на свой вкус, что душа пожелает. Показываете мужу, и он покупает к празднику. Наши девочки здесь очень даже неплохо прибарахлились».Землячки не забыли, как готовить украинские блюда – красный борщ, голубцы, вареники.

Немало позаимствовали и из иранской кухни. Это касается, в частности, разных приправ, соусов, дополняющих основные блюда. Мужья, в бытность студентами, пристрастились к нашей традиционной еде, несмотря на мусульманские обычаи, не брезгуют свининой, салом (кстати, тоже ведь на «с» начинаются!). А вот к селедке так и не привыкли.

Удивляются – как можно сырую рыбу кушать? Хотя на здешних рынках и вяленую, копченую продают…

Если сильно захотеть, то и алкоголь достать не проблема, даже домой привезут – стоит позвонить по заветному телефончику, и заказ выполнят. Как правило, речь идет о ресторанах, чьими владельцами являются этнические армяне. Местные власти их не трогают, публика ведет себя пристойно, не напивается. И по случаю праздника не считается большим грехом пропустить рюмку-другую вискаря или коньячку.

Александр Ильченко
 

Источник: https://www.segodnya.ua/world/na-novyj-hod-v-teherane-darjat-druh-druhu-banknoty-i-zolotykh-rybok.html

Навруз

У каждого народа свои обычаи и традиции. Но самым ярким и запоминающимся для всех является встреча Нового года. Люди разных стран справляют начало года в разных числах.

В мусульманских странах Азии его празднование начинается 21 марта — в день весеннего равноденствия. Называется этот праздник Навруз Байрам.

Навруз в переводе с фарси означает Новый день. Первые упоминания об этом дне встречаются в книгах и рукописях, описывающих эпоху зороастризма.

Так, в священной книге зороастризма «Авесте» подробно рассказывается о Наврузе. Уже в 3 тысячелетии до нашей эры Навруз был одним из важных праздников населения. Время шло, менялись религии, зороастризм уступил место исламу, а праздник Навруз Байрам продолжали отмечать во многих городах и странах.

Интересно, а почему празднование Навруза приходится на 21 марта? 21 марта продолжительность дня и ночи равна по времени. В день весеннего равноденствия начинаются полевые работы. Природа пробуждается от зимней спячки. На деревьях появляются почки, цветут цветы, а животные и люди радуются наступлению теплых и солнечных дней.

В Навруз проводятся повсеместные гуляния с выступлением известных артистов и народных творческих коллективов. На стадионах проводятся спортивные скачки на лошадях. По народной традиции устраивается козлодрание. Сколько эмоций вы увидите на петушиных и собачьих боях! Красивы и интересны выступления стрелков из лука и силачей-батыров.

Силачи выступают не только с национальной борьбой, но и соревнуются в поднятии тяжестей, армрестлинге, перетягивании каната. Выставки народных ремесленников завораживают взгляд. Без красивых сувениров по мотивам народных традиций не возвращается домой ни один турист.

А как изумительна вышивка местных рукодельниц, чеканка, картины на коже, керамические изделия, ярко отображающие сюжеты народной жизни!

В Навруз Байрам готовится много вкусных блюд национальной кухни. Главной особенностью праздничного стола является истинно весеннее кушанье Сумаляк.

Готовить это блюдо надо заранее. За 7 дней до праздника в неглубокой посуде замачивают зерна пшеницы, для прорастания. По росткам можно предсказать, какой урожай будет в этом году. Если ростки длинные, то урожай на полях будет богатый.

Затем проросшие ростки толкут в металлической ступке. Заливают все водой и добавляют муку. Варить получившуюся массу необходимо в течение 10-12 часов, постоянно помешивая. Чтобы Сумаляк не пригорел, в казан добавляют маленькие камушки или грецкие орехи. Постепенно варево становится густым, коричневого цвета и сладким на вкус.

Хотя сахар в процессе приготовления не добавляют. Варят традиционное блюдо Навруза исключительно женщины. Считается, что чем больше раздашь Сумаляка, тем больше счастья придет в дом. Кушая это блюдо, нужно непременно загадать желание. Считается, что оно обязательно сбудется.

А если вам попадутся камушки или орех, то вас причислят к счастливым людям.

Существует немало легенд, связанных с празднованием Навруза. Интересна легенда о создании Сумаляка. Говорят, что у одной вдовы было много детей. Весной продукты закончились, а дети просили кушать. Когда женщина зашла в кладовую, то увидела, что просыпавшиеся зерна пшеницы проросли.

Мать принесла ростки в дом. Решила истолочь их и бросить варить в воду. Но вкусного кушанья не получалось, чтобы обмануть детей мать сказала, что утром она их накормит, а сейчас нужно ложиться спать. Всю ночь женщина мешала варево, с унынием готовая признать свое поражение, пока не уснула.

Во сне она увидела Ангела, который говорил, что пора снять еду с огня и дать детям получившийся Сумаляк. Вдова проснулась и попробовала свое кулинарное творение. Оказалось, что еда стала сладкой, сытной, имела свойство поднимать иммунитет и давать бодрость.

С тех пор во всех домах стали готовить это полезное блюдо.

Еще одним праздничным блюдом является халиса. Готовится она из бараньего или говяжьего мяса. Варят халису мужчины целых 12 часов, постепенно добавляя к мясу ячменную крупу.

Пирожки «кок-самсу», которые начиняют ранней весенней зеленью шпината, клевером, пастушьей сумкой, мятой, лебедой и другими побегами степных растений. На сладкое подают нишалду.

Нишалда — это десерт из взбитых яичных белков с сахаром и добавлением душистых кореньев трав, чаще всего солодки. На стол кладут 7 предметов, которые начинаются с персидской буквы Син: сумалак, яблоки, свежие травы, уксус, ягоды облепихи, сумах, чеснок. И 7 предметов, начинающихся с буквы Шин: сахар, молоко, сироп, рис, мед, вино, конфеты.

Празднование Навруза длится не один день. Но именно 21 марта принято справлять этот день в кругу семьи. После надо обязательно посетить больных, родственников и знакомых, подарить подарки и заняться благотворительностью. Посадить около дома фруктовые деревья.

Отдать все свои долги, помириться с врагами. Собраться компанией и выехать на природу, чтобы там справить этот веселый праздник с танцами, песнями и игрой на народных музыкальных инструментах, запуском голубей, прыганием через костер.

В этот день все мусульмане посещают мусульманские святые места и мечети.

Имеются у народа в Навруз и свои традиционные герои праздника. Так, в Узбекистане выбирают девушку Весну, Деда Земледельца и Землю. В ярких красочных костюмах они ездят по улицам и поздравляют людей с пробуждением весны. Везде люди поздравляют друг друга с праздником, танцуют и поют.

В праздновании обязательно принимают участие дети, которые специально готовятся к этому дню, разучивая танцы и песни.

До Симеона Гордого славянский народ тоже праздновал Новый год 21 марта. И только в XIV веке этот праздник перенесли на 1 сентября, ну а после принятия христианства — на 1 января.

По инициативе ЮНЕСКО и Генеральной ассамблеи ООН, Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Отправляясь в туристическую поездку по Средней Азии весной, постарайтесь, чтобы она совпала со временем празднования Навруза, и вы получите много положительных эмоций и ярких впечатлений. Ведь именно в праздник проявляются самые яркие черты характера, традиций и особенностей народа.

Источник: http://national-travel.ru/asia/trad-asia/prazdnik-navruz-bairam.html

Новый год

Природе не надо что-то специально выдумывать, у нее все «праздники» располагаются по особым точкам Годового круга — точкам Силы, когда Солнце, Луна и вся Природа имеют особые качества. В день весеннего равноденствия рождается новое Солнце и просыпается Земля (недаром день Земли отмечается именно 21 марта).

Логично, что во многих культурах мира отмечать праздник Солнца, тепла, света и обновления было принято именно в день весеннего равноденствия по астрономическому солнечному календарю. 

Например, 21 марта в Древней языческой Руси было принято приветствовать Новое солнце (читай Новую жизнь, Новый год) его уменьшенной копией: желтым, круглым и горячим блином! Сейчас праздник Масленицы остался, но под влиянием христианства сдвинулся по времени и превратился в «проводы зимы», хотя прежде был полноценным праздником Нового года.

Зато иранские и тюркские народы, несмотря на господство Ислама, сумели отстоять свой доисламский праздник весны и Нового года — Навруз (от перс. «новый день»).

Истоки праздника Навруз уходят своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества, когда у земледельцев только начал зарождаться культ Солнца.

Официальный статус религиозного праздника зороастризма Навруз приобрел в Ахеменидской Империи примерно в 648-330 гг. до н. э.

В настоящее время Навруз широко празднуется как начало Нового года в Иране и Афганистане, как государственный праздник — в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Туркменистане, Азербайджане, Албании, Иракском Курдистане, Индии, Македонии, Турции; а также на юге России: в Татарстане, Башкортостане.

Традиции празднования Навруза практически не изменились за всю его многовековую историю.

К празднику тщательно готовятся заранее: устраивают генеральную уборку в домах, дворах и улицах, обязательно стирают всю имеющуюся одежду, рассчитываются с долгами.

Накануне праздника до восхода Солнца необходимо завершить все подготовительные хлопоты: приготовление праздничных блюд, уборку жилья и украшение комнат цветущими ветками деревьев.

Самый главный день праздника — первый, 21 марта. В этот день принято накрывать праздничный стол и угощать всех знакомых, соседей и каждого встречного «новогодними» яствами, главные из которых — халиса и сумаляк (они готовятся только раз в году — на Навруз).

 Халиса готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. А сумаляк приготавливается из проросшего зерна пшеницы с добавлением муки и сахара.

Начинают готовить эти сложные блюда накануне праздника.

Все женщины большой семьи, общины (в современных условиях многоэтажек — соседки) собираются у больших котлов и всю ночь по очереди помешивают блюдо, чтобы оно не подгорело на дровяном огне. 

Часто на дно котла кладут горсть небольших камней, не в качестве приправы, разумеется, а чтобы при помешивании лучше перемалывалось и не подгорало густое ритуальное блюдо. Считается, что если кому-то случайно попадет «счастливый» камешек, то его обязательно ждет удача в Новом году. 

Чтобы долгий и трудоемкий процесс у костра не превратился в утомительную обязанность, его сопровождают музыкой, песнями и танцами, начиная тем самым веселую встречу Нового дня. А утром каждая женщина отнесет домой свою долю от общего котла.

Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина. На столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с буквы «син» персидского алфавита: семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи.

В Навруз праздничный стол обязательно должны украшать блюда, символизирующие возрождение и новую жизнь: проросшие зерна пшеницы, отварные яйца, бокал воды с живой рыбкой.

Кроме того, на стол непременно подаются плов, шурпа, вареная баранина и кок-самса (пирожки с начинкой из молодой зелени).

И вообще, чем больше разнообразных блюд и сладостей будет на праздничном дастархане, тем благополучнее и урожайнее будет грядущий год.

В последующие тринадцать праздничных дней принято ходить друг к другу в гости, навещать пожилых соседей и родственников, устраивать веселые народные гулянья, праздничные базары и спортивные состязания, а также сажать саженцы молодых деревьев и начинать полевые работы.

 Первую борозду в Новом году, следуя старинному обряду, проводит старейший и самый уважаемый член общины. Обязательно в эти дни следует получить благословение старших, родителей, наставников. 

Считается, что как человек проведет дни празднования Навруза, так он проведет и весь следующий год. Кроме того, народ помнит еще одну древнюю легенду: в дни Навруза на землю спускаются ангелы, которые приносят людям добро и благоденствие, но заходят они лишь в тот дом, где царит мир и согласие. 

Именно поэтому люди стараются простить друг другу долги, забывают о вражде и обидах. Как гласит народное предание, очень важно, кто будет первым гостем в доме: в первый день Нового года все непременно ждут доброго и честного человека, приносящего добрую весть и удачу.

И не до конца понятно: Навруз ли так действует, или Солнце, наконец, вступает в свои права, но в эти дни люди действительно становятся добрее и светлее, каждая душа рвется к своим истинным корням, на природу, радуется каждой зеленой травинке и вылезшей букашке, одним словом — всей душой любит жизнь и свою, и ту Новую, что распускается вокруг.

Источник: http://www.best-country.org/asia/kyrgyzstan/new_year

Навруз в Узбекистане

           Новруз (от перс. نوروز‎ «новый день»), а также Международный день Новруз (21 марта) — праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям.

           Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.

          Смысл этого праздника заключается в том, что именно в день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи составляет по 12 часов, взаимодействие природы и человека достигает абсолютной гармонии: наступает период пробуждения и обновления. Навруз считается началом нового года и является традицией, основанной на взаимопонимании человека и природы.

          Считается, что Навруз — это что-то большее, нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа.

Поэтому льются в этот день обрядовые песни Навруза, танцуют и веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки, помогают сиротам и неимущим.

В эти дни природа начинает оживать, деревья расцветают, люди просыпаются и снимают с себя свои серые зимние наряды, появляется зелень… и начинается приготовление блюд из трав.

           Вот как описал празднование Навруза древнегреческий летописец Страбон: «В самые давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня — это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».

            Издревле в земледельческих оазисах Узбекистана на Навруз устраивались большие народные гуляния, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои.

Главным среди обычаев празднования Навруза в Узбекистане, пожалуй, остается новогоднее угощение «сумаляк» — блюдо, сваренное на дровяном огне из муки и проращенных зерен пшеницы, иногда с добавлением специй. Проросшее зерно — символ жизни, тепла, изобилия и здоровья.

Это праздник пробуждения природы и начала посевных работ, сохранивший в своем ритуале черты зороастризма.           Считается, что Сумаляк нужно готовить с песнопениями и шутливыми, веселыми припевками, рассказывая смешные истории и разные легенды.

         Чтобы Сумаляк не сгорал, бросают в казан несколько камушек и грецких орехов. В процессе приготовления, легендарное блюдо становится слаще, хотя в него не кладут ни одного грамма сахара. А у счастливого обладателя камушка или орешка в чаше, обязательно исполнятся все заветные желания. 

          Кроме Сумаляка, готовят также Халиса. Халиса – это блюдо из мяса и пшеницы, и его варят в котле всю ночь, пока оно не превратится в кашу. После охлаждения блюдо подается к столу.

           К празднику Навруз, на столе обязательно должны быть проросшая пшеница, халва, бичаки (традиционные пирожки со шпинатом), самса, изюм, курага и другие сладости.

По традиции, сначала поздравляют родителей, затем других членов семьи, родственников, друзей, соседей. Далее все идут на площадь, где проводятся народные гуляния.

В этот день все должны забыть обиды и просить прощения у тех, кого обидели. 

           Самым популярным соревнованием этого дня является Купкари. В зависимости от региона проведения, состязание имеет и другие названия- Улок, Бузкаши. Эта игра, где вместо мяча, используется туша козла, не аристократическое развлечение, а настоящее конное состязание для джигитов. Победители обязательно получают призы.

          Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина. На столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с буквы «син» персидского алфавита: семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи.

          В Навруз праздничный стол обязательно должны украшать блюда, символизирующие возрождение и новую жизнь: проросшие зерна пшеницы, отварные яйца, бокал воды с живой рыбкой.

Кроме того, на стол непременно подаются плов, шурпа, вареная баранина и кок-самса (пирожки с начинкой из молодой зелени).

И вообще, чем больше разнообразных блюд и сладостей будет на праздничном дастархане, тем благополучнее и урожайнее будет грядущий год.

            В последующие тринадцать праздничных дней принято ходить друг к другу в гости, навещать пожилых соседей и родственников, устраивать веселые народные гулянья, праздничные базары и спортивные состязания, а также сажать саженцы молодых деревьев и начинать полевые работы.

Первую борозду в Новом году, следуя старинному обряду, проводит старейший и самый уважаемый член общины. Обязательно в эти дни следует получить благословение старших, родителей, наставников. Считается, что как человек проведет дни празднования Навруза, так он проведет и весь следующий год.

Кроме того, народ помнит еще одну древнюю легенду: в дни Навруза на землю спускаются ангелы, которые приносят людям добро и благоденствие, но заходят они лишь в тот дом, где царит мир и согласие. Именно поэтому люди стараются простить друг другу долги, забывают о вражде и обидах.

Как гласит народное предание, очень важно, кто будет первым гостем в доме: в первый день Нового года все непременно ждут доброго и честного человека, приносящего добрую весть и удачу.

           И не до конца понятно: Навруз ли так действует, или Солнце, наконец, вступает в свои права, но в эти дни люди действительно становятся добрее и светлее, каждая душа рвется к своим истинным корням, на природу, радуется каждой зеленой травинке и вылезшей букашке, одним словом — всей душой любит жизнь и свою, и ту Новую, что распускается вокруг.

           Навруз отмечается во всех уголках Узбекистана и является официальным праздником.

Источник: http://uzor.uz/narodnie-ramesla/istoriya/navruz-v-uzbekistane

Традиции Новруза в Иране

Некоторые из моих друзей желают побольше узнать о современном Иране — и именно поэтому попросили меня написать о повседневной жизни, праздниках и традициях Ирана. Данный пост я публикую в ответ на их просьбы.

Новруз (персидский Новый год; 20 – 21 марта) соответствует весеннему равноденствию.

Момент наступления Нового года (когда Солнце проходит соответствующую точку на небосводе) рассчитывается астрономами вплоть до секунды: вот почему в Иране Новый год порой наступает в три ночи, а порой – в шесть утра.

В Персии издавна начинали отсчет года с первых дней весны. Новруз празднуется уже 2500 лет, его корни уходят к зороастризму. В современном Иране к празднованию Нового года готовятся загодя. Иранские хозяйки неделями наводят блеск в квартирах. Иранцы покупают подарки друзьям, новые ковры и побольше новой одежды.

Вечером последнего «предновогоднего» вторника на улицы выходит молодежь, чтобы отдать дань еще одной зороастрийской церемонии, под названием «Чахаршамбе-сури». Всюду разводят костры, через которые полагается прыгать (чем не Иван Купала?) и в воздух летят фейерверки.В России на Новый год принято наряжать елку.

Своя «елка» имеется и у персов – накрытый скатертью стол, на котором расставлены разные предметы. Называется он «хафт-син» или «семь «синов». «Син» — буква персидского алфавита, с которой начинаются названия семи предметов (по большей части, съедобных), обязательных для встречи Нового года.

Набор вещей может варьироваться, но в целом, хафт-син в городских квартирах нынешних персов мало чем отличается от роскошного стола, который две тысячи лет тому назад слуги утром Нового года вносили в покои персидского царя.

Давайте перечислим волшебные символы:
1) Яблоко (Сиб) – представляет фрукты и здоровую пищу, должно принести хозяевам красоту и здоровье. Это символ Сепандармаз – женского божества, приносящее здоровье и заботу.

2) Сладкий пудинг из пшеничных ростков (Саману) – символ святости и плодородия, представляет благодарность богу за дарованную в прошлом году пищу и зерно. Также символизирует зороастрийское божество Шахривар.

3) Дикая маслина (Сенджед) – символ любви и зороастрийского божества Хордад.

4) Чеснок (Сир) – символ природы и народной медицины, хранит здоровье членов семьи. Это также символ Ахура-Мазды, главного зороастрийского божества.

5) Сумах – ягоды этого растения, (как считается, цвета солнца), символизируют победу добра над злом, Ахура-Мазды над Ахриманом, а еще служат символом столь любимых иранцами специй. Он же символизирует божество Бахман, и является одновременно символом дождя и символом восхода солнца.

6) Уксус (Серке) – символ старости и мудрости, дарует столь необходимое в жизни иранцев терпение, а еще – символ чистоты. Символизирует зороастрийское божество Амордад.

7) За неделю-две до праздника иранские хозяйки приносят в дом семена пшеницы или чечевицы и проращивают их. В Новруз

зеленые ростки (сабзе) – символ возрождения (зороастрийское  божество Ордибехешт) — украсят праздничный стол, став символом вечного возрождения природы.Есть и менее древние символы, в последнее время вошедшие в обиход.Монеты (Секе) – как несложно догадаться, представляют богатство.

Гиацинт (Сомболь) (вместо него могут поставить и любой другой цветок, например, тюльпан) – символ весны и юности. Принято ставить столько цветов, сколько в семье детей.А наиболее интересная (хотя скорее современная) часть хафт-сина – золотые рыбки, плещущиеся в специальной вазе.

На стол непременно кладут книгу –  Коран или томик стихов Хафиза («второй Коран», по выражению персов). По Хафизу гадают после наступления Нового года, чтобы узнать, что он принесет.Кроме того, на Норуз… принято красить яйца.  Хозяйке дома полагается съесть столько яиц, сколько у нее детей.

Все съедобные части хафт-сина с удовольствием поедаются в течение двух праздничных недель. Дело хозяйки – вовремя заменять съеденное новыми продуктами, ставить новые свечи взамен догоревших и ухаживать за рыбками. Также на Норуз принято готовить традиционное блюдо из рыбы с рисом (махи-поло).

В честь Нового года каждый иранец получает отпуск на 10-12 дней.

  Знакомые и родственники ходят друг к другу в гости, или же отправляются в путешествие по стране.  А роль Деда Мороза в Новруз выполняет веселый Хаджи Фируз – в яркой одежде, с  намазанным черной сажей лицом (!), он ходит по улице и бьет в барабан.

Принято, чтобы старшие дарили подарки младшим. Традиционное «эйди» (подарок) на Норуз для детей – это, как правило, новенькие купюры, вложенные в лежащую на «хафт-сине», книгу. Нередко дарят и новую одежду – опять же, как символ обновления и возрождения.

В 13-й день года («Сиздах-бе-дар»), по завершению праздника, иранцы дружно выезжают на пикник за город (считается, что в 13-й день надо покинуть дом, иначе весь года будут преследовать несчастья). Проросшую травку с хафт-сина выбрасывают в воду, чтобы унесла накопившиеся в дом неприятности, рыбок выпускают в пруды и фонтаны.

Источник: https://sajjadi.livejournal.com/42422.html